Проблемы развития прямого страхования


  • 1. Психологические. Эта причина представляется наиболее важной. Страхование само по себе – уже достаточно виртуальная услуга – ведь по сути, за свои деньги Вы покупаете только обещание. Но в привычном виде это обещание хоть как-то материализуется наличием как минимум двух бумаг – бланка страхового полиса и квитанцией с оригинальными печатями страховой компании. В прямом страховании так происходит далеко не всегда. Высшая на данный момент степень развития direct insurance – это когда оффлайн-контакта (встречи вне Сети) страхователя и страховщика вообще не происходит – Вы выбираете страховой продукт, оплачиваете его электронными деньгами или кредиткой и распечатываете полис непосредственно на принтере. Роль подписи выполняет или ваше зафиксированное нажатие на кнопку с согласием на предлагаемые условия, или цифровой сертификат (электронная подпись). Уровень доверия к такому полису в российских условиях невысок. Дело, конечно же, еще в очень маленьком сроке развития страхования как отдельной отрасли. Есть очень большой процент людей, которые по умолчанию, «априори», считают все страховые компании мошенниками – и автогражданку они покупают только по необходимости. Справедливости ради надо признать, что часто сами страховые компании дают для такого отношения «хорошие» поводы.

  • 2. Законодательные. В этом направлении определенные подвижки есть. Попытка решить одну из самых сложных проблем страхования через интернет – необходимость оригинальной подписи Страхователя на полисе – была предпринята еще в 2001 году, когда был принят «Закон о цифровой подписи». Однако, как и многие прочие российские законы, он весьма далек от совершенства (возможность ЭЦП доступна только физическим лицам, сам сертификат недостаточно доработан и не прописан детально). Поэтому страховщики в настоящий момент все же предпочитают получить подпись в классическом виде, когда курьер доставляет купленный полис клиенту.

    Еще одна немаловажная проблема – это необходимость продажи самого массового вида обязательного страхования – автогражданки – исключительно на бланках строгой отчетности.


  • 3. Технические. В последние годы в этой области произошел настоящий прорыв. Страховые компании наконец-то осознали, что издержки на разработку и содержание виртуального офиса в разы меньше, чем привычный вариант точки продажи. Конечно, потребовались немалые средства и достаточное количество времени для разработки индивидуального онлайн-магазина, однако для руководства компаний вполне очевидно то, что это – инвестиции на много лет вперед. Целый ряд страховщиков открыли на своих сайтах онлайн-магазины по продаже полисов, где можно пошагово выбрать вид страхования, включаемые риски, прочие существенные условия и оформить заказ.