Круглый стол российских компаний прямого страхования.


Часть третья. Цифры страхования в 2008. Надежное плечо акционеров. Неактуальность демпинга для прямых страховщиков.



Янин:   Ну вот буквально сегодня утром рейтинговое агентство Эксперт РА подвело итоги нашего ежегодного исследования рынка каско, которое чуть ли не единственный у нас инструмент, позволяющий очень точно узнать объем рынков. Что же мы увидели? За 2008 год объем рынка составил 187,5 млрд. руб., цифра достаточно точная, она получается путем анкетирования участников рынка (около сотни). Прирост за 2008 год составил 22,6% по рынку автокаско, при том, что в 2007 году прирост был на уровне 31,4%. Но вот этот прирост за 2008 год понятно, что очень неоднороден - за первое полугодие (а по кварталам наше исследование, к сожалению, не ведется) мы выявили прирост 35,1%, за второе - 15,3%. Понятно, что прирост второго полугодия был в основном еще в третьем квартале. За 2009 год наш прогноз рынка - 133,5 млрд. руб., то есть снижение на 28,8%. Таким образом, уникальность прямого страхования в России как раз состоит в том, что это развитие происходит в момент кризиса.

Планы всех компаний по запуску проекта строились в момент наивысшего роста (35% в первом полугодии 2008 года), но момент реализации этих планов пришелся на падение рынка. В итоге, с одной стороны, компании прямого страхования получают шанс занять очень неплохую нишу, в то время, как обычные страховщики будут испытывать большие проблемы (и уже их испытывают), покидают рынок и будут продолжать покидать. Но с другой стороны должна быть не только готовность, но и возможность акционеров компаний корректировать инвестиционные планы. Точка безубыточности отдаляется, инвестировать надо будет на много лет.

Еще один сложный момент: в прямом страховании очень тонка грань между обоснованным снижением тарифа и демпингом, являющимся сейчас самой большой проблемой рынка автокаско. Если в обычное время демпинг можно было объяснить - компании хотели набрать клиентов, то в кризис можно было ожидать его прекращения. Однако этого не случилось, и классические страховщики продолжают демпинговать.

Все мы понимаем, когда компании прямого страхования говорят, что их тарифы ниже потому, что ниже их издержки. Но ведь на старте этих проектов нужны невероятно дорогостоящие вложения, самое главное из которых - это продвижение своего имиджа. Соответственно, должна быть уверенность, что все это будет финансироваться на протяжении нескольких ближайших лет. Только тогда можно достичь успеха.

Аликошвили:   Немножко прокомментирую. Во-первых, даже это падение на 28,8% - это в объеме сборов, а в количестве полисов, я думаю, оно еще больше. Потому что цены в связи с инфляцией, удорожанием запчастей, лакокрасок и проч., растут и, по нашим оценкам, могут вырасти на 30-35% до конца года, если, конечно, не будет еще каких-то сильных колебаний рубля. Условно говоря, мы делим весь парк на две большие группы (не считая отечественные машины): японцы-американцы (доллары) и европейцы (это евро). Пусть нормочасы растут и не так быстро, но основная составляющая - это запчасти и лакокраска. Основное падение, как всем известно, идет в партнерском канале (кредитные машины). В этом смысле директ-страховщики (коллеги, наверное, поддержат) не сильно страдают - у них этот партнерский канал и не развивался по понятным соображениям (это не лежит в рамках модели - платить комиссию).

Про инвестиции... если говорить про Интач, то за нами стоит мощная страховая группа Великобритании, которая работает в 30 странах мира, в 130 странах подписывает премию, EBITDA (финансовый термин, обозначающий доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации, сокр. от earnings before interest tax, depreciation and amortization - комментарий insurance-direct.ru) по прошлому году была 860 млн. фунтов, что достаточно много. Поэтому эта компания знает, что такое инвестирование.

Инвестиционная составляющая в проекте считается отдельно. Бенч-марк (необходимый минимум - комментарий insurance-direct.ru) по опексам (уровень издержек - комментарий insurance-direct.ru) колеблется для дайректа от 17 до 20%. Понятно, что если у дайрект-компании превалирует в портфеле ОСАГО, там опексы будут чуть повыше, если КАСКО - то ниже (вплоть до 15%, включая маркетинговые расходы).

В целом я бы сказал, что будущее видится оптимистично.

Янин:   Оптимистично в том случае, если поддержка собственников поможет по-нормальному раскрутиться и пережить этот очень сильный этап падения рынка.

Аликошвили:   Вы знаете, Ройял Сан Эллайнс (наши акционеры) полны энтузиазма по поводу выхода на российский рынок, они оценивают его как один из самых перспективных рынков в Европе. Они приобрели три компании - в Польше, Чехии и России, но именно последняя - одна из самых интересных стран, рады поддерживать, инвестировать и развивать проект. Я был в Лондоне на прошлой неделе, инвесторы по-прежнему были счастливы тому, что зашли на российский рынок. Это хороший знак. Вроде бы все говорят, что идет бегство капитала, уходят западные инвестиции, а здесь наоборот. Английская компания инвестирует в Россию, и серьезные объемы.

Воронин:   Я бы еще добавил по поводу демпинга. Если вы заметили, никто из прямых страховщиков не просил снизить нормы резервирования, ослабить внимание надзора к активам, и т.д., наоборот. Что хотят прямые страховщики? Снизить издержки, лучше управлять своим портфелем и тем самым дать лучшую цену клиенту.

Аликошвили:   Я поддерживаю Федора, демпинг неинтересен никому. Те цены, которые сейчас формируются - это результаты сегментного анализа. Да, на маленьких портфелях многофакторный анализ пока не применялся, но уже сейчас у нас у всех портфель растет, за первый квартал он серьезно вырос и у Интача, в разы растут продажи. С моей точки зрения демпинг - это просто непрофессионально.

Ослон:   Хочу поддержать Георгия, на самом деле, если посмотреть, за счет чего происходит снижение продаж в автостраховании, то в основном это будут новые машины (30-40% в в первом квартале). Здесь для компаний прямого страхования привлечение клиентов с подержанными машинами - это как раз рынок direct insurance. Так что для прямых страховщиков год кризиса - это как раз год возможностей и все здесь сидящие активно эти возможности используют. По поводу акционеров: кризис в нашей стране не первый раз. Те компании, которые его переживают, становятся более сильными, более зрелыми. Ренессанс страхование один кризис, в 1998 году, уже преодолел.


Часть первая. Действующие лица. Развитие прямого страхования в мире. Российский старт в 2008 году. Прогнозы объема рынка. Проблемы законодательства.

Часть вторая. «Мультиклаймеры». Доставка полиса. Роль интернет-траффика. Значение франшизы. Возможности сегментации. Два пути потребителя. Поддержка акционеров.



Часть четвертая. Разъяснение термина «опекс». Возможность быстрой смены тарифов. Последствия подорожания запчастей. Стремление заявлять меньше убытков.

Часть пятая. Следует ли совместно продвигать прямое страхование? Отношения со СТО. Аналогия с авиабилетами. Планы компаний по сборам на 2009 год.