Мадонны Эрмитажа⁚ Бенуа и Литта
В залах Эрмитажа хранятся две знаменитые Мадонны‚ каждая из которых носит имя своих бывших владельцев – Бенуа и Литта․
Мадонна Бенуа‚ некогда принадлежавшая семье русского архитектора Леонтия Бенуа‚ получила свое название в честь этого рода․
Мадонна Литта‚ прежде чем попасть в Россию‚ находилась в коллекции миланского семейства графов Литта‚ чье имя она и сохранила до наших дней․
Происхождение названий
Обе Мадонны получили свои имена в честь своих предыдущих владельцев‚ в чьих коллекциях они находились долгие годы․
Картина «Мадонна с цветком»‚ написанная Леонардо да Винчи‚ стала называться «Мадонной Бенуа» по фамилии семьи русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа‚ в чьем владении она находилась до поступления в Эрмитаж․
Вторая же жемчужина эрмитажной коллекции – «Мадонна Литта» – носит имя знаменитого миланского семейства графов Литта‚ которым она когда-то принадлежала․
Мадонна Бенуа⁚ от Леонардо до Бенуа
История «Мадонны Бенуа» полна загадок․ Написанная Леонардо да Винчи предположительно в 1478-1480 годах‚ картина в какой-то момент исчезла из поля зрения историков искусства․
Лишь в начале XX века стало известно‚ что она хранится в России‚ в семье Бенуа‚ потомков Александра Петровича Сапожникова‚ получившего картину по неизвестным причинам․
В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена у Марии Александровны Бенуа Императорским Эрмитажем и с тех пор носит имя своих последних владельцев – «Мадонна Бенуа»․
Мадонна Литта⁚ история одного семейства
«Мадонна Литта»‚ приписываемая кисти Леонардо да Винчи или его ученикам‚ получила свое название в честь знаменитого миланского рода – графов Литта․
Долгое время эта картина была украшением их семейной коллекции․ Именно благодаря Литта мир узнал об этом шедевре‚ а сама Мадонна обрела имя‚ под которым и вошла в историю искусства․
Путь картин в Эрмитаж
Судьба каждой из Мадонн привела их в Россию разными путями․ «Мадонна Бенуа» попала в Императорский Эрмитаж в 1914 году благодаря решению семьи Бенуа‚ отказавшейся от предложений продать картину за рубеж․
«Мадонна Литта» стала частью российской императорской коллекции в 1865 году‚ будучи приобретена у миланских аристократов Литта․
Так обе картины оказались в Эрмитаже‚ где и хранятся по сей день‚ напоминая о своих прежних владельцах․
Мадонна Бенуа в Эрмитаже
«Мадонна Бенуа»‚ ставшая частью эрмитажного собрания в 1914 году‚ сразу привлекла внимание искусствоведов и публики․
Эта ранняя работа Леонардо да Винчи‚ предположительно оставшаяся незавершённой‚ поражает живостью образов и мастерством передачи света и тени․
Именно в Эрмитаже «Мадонна с цветком»‚ как её ещё называют‚ обрела свое постоянное пристанище‚ став одной из жемчужин коллекции музея․
Мадонна Литта в Эрмитаже
«Мадонна Литта»‚ приобретённая для императорской коллекции в 1865 году‚ заняла почётное место в Эрмитаже․
Эта картина‚ на которой Дева Мария изображена кормящей младенца Христа‚ отличается особой нежностью и лиризмом․
В стенах Эрмитажа «Мадонна Литта» продолжает восхищать зрителей своей гармонией и совершенством форм․