Рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» – это история‚ которая с первых строк интригует своим названием. Ведь всем известны двенадцать подвигов легендарного героя греческой мифологии‚ а о тринадцатом не упоминается ни в одном источнике. Возникает закономерный вопрос⁚ почему автор выбрал именно такое название? Какую связь можно увидеть между могучим полубогом и обычными школьниками‚ героями произведения?
Смысл названия
Название рассказа многогранно и наполнено иронией. Автор намеренно использует имя Геракла‚ совершившего 12 подвигов‚ для создания контраста с проступком школьника. Ведь «подвиг» героя рассказа далек от героических деяний древнегреческого героя. Харлампий Диогенович‚ учитель математики‚ с тонкой иронией называет уловку ученика «тринадцатым подвигом Геракла»‚ подчеркивая несоответствие между масштабом поступка и его мнимой «героичностью».
Образ Геракла в рассказе
Важно отметить‚ что Геракл в рассказе не является действующим лицом. Он присутствует незримо‚ как символ‚ с которым сравнивают поступок школьника. Это сравнение‚ разумеется‚ ироничное. Сила и мужество мифического героя противопоставляются трусости и желанию избежать наказания‚ которые двигают учеником.
«Подвиг» главного героя
«Подвиг» главного героя‚ ученика пятого класса‚ заключается в том‚ что он‚ чтобы не отвечать урок и скрыть свою неподготовленность‚ симулирует недомогание‚ чем срывает урок математики. Хитрость и изворотливость‚ проявленные им‚ выглядят особенно комично на фоне упоминания о подвигах Геракла.
Ироничность названия
Именно в ироничном сопоставлении школьного эпизода с подвигами древнегреческого героя и кроется главный смысл названия рассказа. Искандер высмеивает мелочность поступка школьника‚ подчеркивает нелепость его стремления казаться героем в глазах одноклассников. «Тринадцатый подвиг Геракла» становится символом комической ситуации‚ где за внешней смелостью скрываеться обыкновенный страх и желание уйти от ответственности.